Игра с бумажными солдатиками

Глеб Бmousetrap_dollar_120аранов
Источник: КоммерсантЪ-Деньги
6 июня 2016 г.

Конкурс Московской биржи для инвесторов-новичков выглядит аттракционом исключительной пользы и щедрости. Брокеры получат клиентов, а те — опыт торгов в деморежиме и 8 млн руб. на более чем 2 тыс. призеров. Вот только бесплатный сыр — приз за успех в спекуляции, приводящий людей на рынок, — немногим полезнее содержимого мышеловки.

Новичкам везет. Это старое и грустное наблюдение — трудно стать азартным игроком, если хотя бы поначалу совсем ничего не выиграть. И не так уж важно, во что играют люди. Если бы Достоевский однажды крупно выиграл не в игорном доме Висбадена, а на бирже, история русской литературы, вероятно, выглядела бы иначе. Однако «Игрок» все равно мог быть написан.

Все казино похожи — шансы в пользу заведения. Бесплатный виски здесь предложат, а вот установить для рулетки новые соотношения ставки и выигрыша — едва ли. Биржа же для каждого своя: арбитражер, портфельный инвестор, спекулянт или хеджер видят ее очень по-разному. Их шансы отличаются и порой бывают совсем неплохими. Но если человек пришел на биржу играть, ей не составит труда обернуться для него казино.

Бесплатный сыр

Завершившийся на прошлой неделе конкурс Московской биржи для новичков — Invest Trial — обеспечит поступление на рынок новой порции игроков. Для получения денег призеры, не имеющие счета у брокера — партнера конкурса, должны будут таковой открыть. Непременно попробует себя на реальном рынке и кто-то из не вошедших в число призеров. Собственно, некоторые это уже сделали: участвовать в соревновании мог любой новичок, открывший первый брокерский счет не ранее 1 сентября 2015 года.

И хотя это всего второй подобный опыт биржи (прошлогодний назывался «Я — инвестор»), конкурс имеет успешных предшественников. Еще лет пятнадцать назад состязания в деморежиме, как и вообще демосчета, были фишкой форексных контор. И это всегда было одним из лучших способов убедить не имеющего рыночного опыта человека в том, что он — прирожденный спекулянт.

Попробовать силы, не рискуя деньгами, люди готовы. Оказавшись перед торговым терминалом, многие делают то, что кажется более простым и эффективным, — играют на движениях котировок, то есть спекулируют. Через некоторое время часть игроков обязательно оказывается в плюсе и к тому же получает опыт, который говорит: вы способны успешно торговать.

Провалы, как известно, люди склонны списывать на неудачные внешние обстоятельства, но свой успех мы учитываем совсем по другому счету: это наша заслуга, а не какое-то там везение. И хотя причин, по которым форекс-дилеры преуспели в привлечении розничных клиентов, даже вызвав этим беспокойство у властей, было немало, описанная выше — не последняя из них.

В последние годы ситуация стала меняться: на Московской бирже появился свой игровой сервер, транслирующий котировки с реального рынка. И теперь, согласно ее пресс-релизу, целью конкурсов стало «повышение финансовой грамотности населения». В «Положении о конкурсе «Инвест Триал 2016″» можно уточнить, что это за грамотность: «Целью конкурса является популяризация идеи финансовых инвестиций на российском фондовом и срочном рынках, валютном рынке и рынке драгоценных металлов, а также увеличение числа активных частных инвесторов на всех рынках».

С последним дело пока обстоит особенно хорошо. Уже на прошлом конкурсе, согласно пресс-релизу биржи, из 14 тыс. участников более 6 тыс. совершали активные операции. Суммарный торговый оборот игроков за несколько недель — более 52 млрд руб., что в 96 раз превышает виртуальные суммы, которые могли бы быть выделены на 6 тыс. активных участников. Для инвестора это невероятная скорость оборота портфеля, но для спекулянта, использующего плечи, — ничего сверхъестественного.

В размещенной на сайте биржи таблице по итогам последнего дня конкурса Invest Trial присутствовали уже 15905 участников. Результат выше нуля — у 3556 из них. На призовые могли претендовать 2375 человек (для этого доход с трех рынков, на каждый из которых давалось по 30 тыс. виртуальных рублей, должен был превысить 3 тыс. руб.). В минусе — 4510 человек. Это, впрочем, не вполне точные цифры: по ходу конкурса и после его окончания дисквалифицированы сотни участников за убытки свыше 25 тыс. руб. или за подачу более ста заявок в день. Последнее правило введено, чтобы избежать использования поддельными новичками высокочастотных алгоритмов (hft).

В любом случае активных конкурсантов стало уже больше 8 тыс. человек. Оказавшись на реальном рынке, они, конечно, способны увеличить число его активных участников. С финансовой грамотностью — сложнее.

Wild Wild West

К началу этого века, когда в России только-только открылся интернет-шлюз на ММВБ, а инвесторов, получивших онлайн-доступ к торгам, было лишь несколько тысяч, в США уже накопилась статистика за годы онлайн-торговли. В 2002 году Брэд Барбер и Терренс Один опубликовали статью «Online Investors: Do the Slow Die First?», где привели результаты исследования операций инвесторов, которые в 1990-х годах перешли от телефонного общения с брокером к онлайн-трейдингу. Название статьи — это практически цитата из рекламы брокеров тех лет, сравнивавших рынок с Диким Западом, где выживал тот, кто успевал первым выхватить пистолет.

До перехода к интернет-торговле в исследуемой группе были достаточно успешные (в среднем обходили рынок на 2% годовых), если не сказать больше, инвесторы. В новых условиях они стали торговать более активно и спекулятивно, но куда менее прибыльно: их результаты начали отставать от рынка на 3% годовых.

Более ранние исследования в принципе также показывали, что группы инвесторов, портфель которых оборачивается быстрее, показывают меньшую доходность. Часть вины за это возлагалась на инфраструктуру: больший оборот по счету — это и большие расходы от комиссий, спредов, проскальзываний и т. п. На этот же раз получился довольно чистый эксперимент: при переходе от традиционного к онлайн-брокеру комиссии снижались, а скорость и качество исполнения заявок возрастали. Опыт инвесторов остался при них — они просто получили возможность увеличить торговую активность и этой возможностью воспользовались.

Другое дело, что говорить об особом умении, прежде присущем этим инвесторам, едва ли верно. Высокий средний результат до активизации торговли скорее свидетельствует о том, что эти люди, попав в полосу удач, переоценили свои способности. А уже это привело их к онлайн-брокеру. «Чрезмерная самоуверенность, ведущая к повышенной торговой активности и низким результатам, — точный портрет онлайн-инвесторов, которых мы изучали»,— писали авторы исследования.

Собственно, есть и другие работы, показывающие, что инвесторы, недавно пережившие успех, склонны торговать более активно и спекулятивно. А, например, в опубликованном полгода назад Федеральным резервным банком Кливленда исследовании Роули Хеймера и Дэвида Саймона «Facebook Finance: How Social Interaction Propagates Active Investing» рассматривается и механизм влияния на инвесторов чужого успеха. Он тоже вполне способен стимулировать их к заметной активизации торговли.

Как разводить тушканчиков

Именно поэтому рыночное будущее участников завершившегося на прошлой неделе соревнования не вызывает особого оптимизма. Излишняя самоуверенность вообще свойственна людям. Подавляющее большинство автомобилистов считает, что водит машину лучше среднего, и это, слава богу, не слишком мешает им ежедневно добираться до дома. Но с торговой активностью дело все-таки обстоит иначе.

Там, где излишне активные инвесторы снижают доходность, спекулянты попросту уничтожают свои счета. Недавно первый зампред ЦБ Сергей Швецов заявлял, что средний срок жизни брокерского счета в России — девять месяцев. Учитывая, что есть немало счетов, существующих многие годы, средний срок жизни новичка на Московской бирже явно короче. Как очевидно и то, что новый брокерский счет (кроме, быть может, ИИС) чаще всего открывается для спекуляции.

Это нельзя полностью изменить ни увещеваниями, ни запретами, ни ограничениями — в конечном счете решать будет все равно клиент брокера. Да и сами спекуляции — важное условие нормального функционирования рынка. Однако едва ли из этого следует, что к ним надо подталкивать широкие массы.

Впрочем, у отечественных брокеров спокон веку было два взгляда на этот вопрос. 15 лет назад, 8 июня 2001 года, в статье про одну из первых конференций по онлайн-торговле «Коммерсантъ» приводил следующий диалог топ-менеджеров инвесткомпаний.

«Я не очень верю в интернет-трейдинг, — говорил один из них своему коллеге перед началом круглого стола. — И просто пришел посмотреть, как организован процесс. Вообще же, очевидно, что, с точки зрения участника рынка, «тушканчики» должны приносить мех, но для этого их надо предварительно откармливать». «С другой стороны, — подхватил его собеседник, — если «тушканчиков» много, то можно и не откармливать…»

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2995415


Рубрика: статьи

Метки: спекуляции


Комментариев нет »


Добавить комментарий