Диванные инвесторы

na-divaneФедор Чайка
Источник: Finversia.ru
7 апреля 2017 г.

Спустя 15 месяцев после запуска процедуры удалённой идентификации клиентов в России, крупные брокеры получают через неё до половины всех новых инвесторов. Эксперты говорят, что проблема «последней мили», наконец, решена.

Когда кризис нипочём

В России на кризис не жалуются разве только что брокеры и управляющие. Портал Finversia.ru уже сообщал, что в прошлом году рост розничных инвестиций составил 23% — в сравнении с 4-5% в среднем в мире. Снижение инфляции, падение ставок по излюбленным россиянами депозитам, но, самое главное, появление доступных дистанционных каналов, совершили в мире инвестиций тихую революцию. Антон Рахманов, заместитель председателя правления БКС так и признался недавно: «Про кризис говорить не приходится в нашей индустрии».

Упрощённая процедура идентификации стала доступна в конце 2015 года и уже к концу 2016 года через онлайн-каналы было инвестировано на российском фондовом рынке более 5,3 млрд рублей. Причём популярность онлайн-инвестиций нарастает как снежный ком: из открытых 26 тысяч новых счетов по году 17 тысяч было открыто в последние три месяца прошлого года. По данным НАУФОР, сегодня до 20% счётов открывается через сайт Госуслуги со средним чеком в 133 тысячи руб. По словам Екатерины Андреевой, советника президента НАУФОР, у крупных брокеров каждый второй клиент «приходит» через онлайн-каналы. В настоящее время с помощью Единой системы идентификации и аутентификации, заключение договоров с клиентами осуществляют 12 профессиональных участников рынка ценных бумаг, 3 управляющие компании предлагают своим клиентам в том числе возможность проведения дистанционных операций с паями, 6 компаний проводят идентификацию с использованием Единого сервиса упрощённой идентификации и СМЭВ («по набору данных»).

— За прошлый год к нам пришло 3 тысячи клиентов по онлайн-каналам, на 2017-й ставим себе планку минимум в 10 тысяч привлечений. Сейчас порядка 30% всех продаж у нас идёт через дистанционные каналы – сайты, интернет-банки, личный кабинет, мобильное приложение, — поделился итогами работы с онлайн-направлением Евгений Поляков, директор по электронному бизнесу УК «Альфа-Капитал».

Управляющие «Альфы» воодушевлены этими новыми технологиями и рассчитывают в этом году запустить ряд инвестиционных продуктов, разработанных специально для онлайн-инвестиций.

Портрет инвестора новой формации

Кто эти новые диванные инвесторы, которые зашли, условно, на Яндекс-Маркет, купить телефон, а купили несколько акций Газпрома? Finversia.ru опросил представителей «Финама», «Альфа-Капитала» и «Тинькофф-Банка».

— Идёт поляризация клиентов по возрасту. Раньше требования у всех были более-менее унифицированными, а сейчас появилась чёткая прослойка молодых инвесторов 30—35 лет, которые охотно пользуются результатами дигитализации индустрии. Им важно получать всю информацию в онлайне и иметь возможность активно общаться со своим менеджером. На другом полюсе находятся клиенты из старшего поколения. Они ждут простой и понятной отчётности, комфортного уровня коммуникаций, предъявляют высокие требования к профессиональным навыкам персонального менеджера. Опираясь на статистику посещения нашего сайта мужчины находятся в большинстве – 75%. Что касается возраста, посетители от 25 до 34 лет заходят на наш сайт больше всех (40%), затем идут посетитель от 45 и старше, в процентном соотношении они составляют 33%.

Возможность «доехать до офиса» по-прежнему важна для самых состоятельных людей, и они готовы тратить время на личное присутствие. Если у вас 100 миллионов рублей, вряд ли вы начнёте кликать в Интернете и делать платёжку на эту сумму. А если речь идёт о покупке продуктов УК на 400—500 тысяч, на 1 миллион рублей — зачем куда-то ехать? На бензин уйдёт больше, чем комиссия управляющего, — описали портрет онлайн-инвестора в «Альфе».

В «Финаме» при описании портрета обратили внимание не на объективные показатели, а на личностные качества инвестора новой формации:

— Постоянные покупатели интернет-магазина говорят, что пользуются им потому, что им так удобнее. Они выбрали такой способ постепенного накопления — как только есть свободные деньги, прямо из «машины в пробке» покупают акции. Это люди, у которых нет времени или желания разбираться с нашими терминалами, зачислениями денег, им просто нужно купить сейчас. Те, кто покупает впервые – это очень осторожные люди, которые хотят попробовать, небольшие суммы, единичные операции длительный срок до следующей операции. Похоже, что им психологически сложнее освоить терминал, и гораздо проще пройти привычный сценарий интернет-магазина, — поделился своим опытом общения с клиентами Константин Молчанов, руководитель управления поддержки и развития проектов ГК «Финам».

— Сервисом «Тинькофф Инвестиции» в основном пользуются те, у кого нет времени лично приходить в офис брокера, разбираться в сложной терминологии и запутанных тарифах. При этом у этих клиентов деньги, чтобы инвестировать в интересные им компании. Наши клиенты предпочитают наиболее комфортным путём приумножить свой капитал, без ежедневной или даже ежечасной проверки новостных лент с целью отслеживания постоянных изменений стоимости акций, курсов валют и т.д. Все очень похоже на банковский вклад – выбрал продукт, отдал деньги в компанию, через какое-то время забрал больше. Клиенту нужно выбрать только желаемую доходность и степень риска, которые идут рука об руку, — прокомментировали в «Тинькофф-Банке».

Когда не знаешь, с чего начать

Профессиональное сообщество и государство бьются над проблемой крайне низкой вовлечённости россиян в инвестиции на фондовый рынок не один год.

Количество активных инвесторов в России исчисляется смехотворной цифрой — 0,06%. Именно столько россиян покупает или продаёт ценные бумаги на фондовом рынке хотя бы раз в месяц. В США количество владельцев ценных бумаг достигает 70% от всего населения. Ранее во всем винили неграмотных, недалёких россиян – мол, люди у нас тёмные, про биржу ничего не слышали, зато в финансовые пирамиды готовы отнести последнее нажитое имущество. Но банкиры и инвестиционщики это миф опровергают.

— Я очень часто вижу эту грань – когда человек понимает довольно хорошо финансовые инструменты, как формируется доходность и так далее. Но вот когда доходит до первого шага, здесь очень часто возникают вопросы. Первый вопрос: «Как начать?» Второй: «Какие гарантии?». Огромное количество людей делают свои первые шаги на фондовом рынке, не понимая рисков. Они начинают с тех сегментов, где риски очень высоки. Допустим, человек начинает торговать на валютной секции или с огромными плечами. Получают негативный опыт. У нас же рисков куда меньше, функционал – простой. Покупаешь бумаги, потом с тобой связывается менеджер, объясняет, как подписывать договор и прочее – поделился в интервью Finversia.ru Ярослав Кабаков, заместитель генерального директора АО «Финам».

По его словам, проблема привлечения людей на фондовый рынок связана с «последней милей» — люди осведомлены, но не знают, какие, условно, кнопки нужно нажимать на своём гаджете. Если депозиты в нашей стране давно превратились в commodity, то до фондовых инструментов ещё далеко — инфраструктура и удобство пользования финансовым сектором ещё только развиваются. А задача ставится следующая: человек выбирает на девайсе нужного эмитента, не тратя времени на установку приложения и не ломая голову, как им пользоваться. В «Финаме» одними из первых на рынке запустили проект по покупке ценных бумаг через интернет-магазин на Яндекс-Маркете, а теперь развивают его через партнёров:

— Проект достаточно активно развивается. Если сначала он представлял собой виджет, который можно разметить на любой сайт, то уже достаточно быстро мы поняли, что нашим партнёрам нужен более широкой функционал — интернет-магазин, а сейчас все чаще от нас просят полноценный white label. Собственно, он уже есть, в данный момент идёт интеграция с тремя партнёрами из банковского сектора. По сути, наш контрагент может создать собственный брокерский бизнес, не неся финансовых и регулятивных издержек, не рискуя потерей клиента. Думаю, именно это направление будет максимально активно развиваться в условиях ориентации банков на рост комиссионных доходов. Второй фаворит – витрины на сайтах финансовых СМИ как хорошая возможность нерекламной монетизации аудитории, — рассказывает президент «Финама» Владислав Кочетков.

Тему «простоты и доступности» активно и, что самое главное, успешно, развивают в «Тинькофф-Банке». «Все на поверхности. У нас нет сложных графиков и непонятных сокращений. Легко попробовать: разберутся и домохозяйки, и предприниматели, и технари», — обращается банк к своей аудитории через сайт.
Купить ценные бумаги теперь так же просто, как купить товар в интернет-магазине — достаточно выбрать ценную бумагу и оплатить её банковской картой. «Тинькофф Инвестиции» позволяют любому человеку независимо от образования и профессии зарабатывать на фондовом рынке, — заявляют в банке.

…и с какой суммы?

«Альфа-Капитал» продаёт онлайн не акции и облигации, а паевые инвестиционные фонды, индивидуальные инвестиционные счета (ИИС) и «коробочные» стратегии:

— Клиенты готовы заводить через дистанционные каналы порядка 50—250 тыс. рублей. Большая часть клиентов предпочитает ПИФы, так как там ниже порог входа (всего 1000 руб.) и шире линейка для выбора (12 фондов в онлайне). Мы первыми на рынке сделали возможными операции с ПИФами в онлайне — сегодня вы покупаете паи, а на следующий день это отражается в личном кабинете, где видна структура каждого фонда. Если есть вопросы, клиент всегда может проверить, какие активы в нем находятся, какие решения принимает портфельный управляющий. ИИС — это продукт с более высоким порогом входа (10 000 руб.) и для получения налогового вычета срок хранения средств на счёте должен быть не менее 3-х лет. И пока совсем небольшая часть клиентов покупает через сайт доверительное управление (например, «Денежный поток»), где в онлайне порог входа от 500 000 руб.

Ярослав Кабаков делает акцент на том, что первые покупки начинающего инвестора – это акции первоклассных эмитентов – «голубые фишки». Риск банкротства по таким бумагам очень и очень низкий. Через приложение не покупают большие пакеты – это всего лишь первый шаг в мир инвестиций. Через Яндекс-Маркет можно купить ценных бумаг минимум на 3 тысячи рублей.

Любому желающему «Финам» предлагает открыть счёт, заполнив анкету на сайте, приложив скан паспорта и указав номер ИНН. После покупки клиенту необходимо в течение 90 дней открыть брокерский и депозитарный счета в АО «ФИНАМ».

Банк Олега Тинькова предлагает сначала заключить договор – привезёт курьер – а потом начать инвестиции. Комиссия банка составит 0,3 % от суммы сделки, минимум 99 рублей за сделку:

— Мы запустили инвестиционную платформу в октябре 2016 г. С первых дней пользователи активно регистрировались и пользовались сервисом. За октябрь 2016 г. — февраль 2017 г. через «Тинькофф Инвестиции» было открыто более 25 тыс. счетов. За последние несколько месяцев каждый четвёртый счёт для торговли на российском рынке ценных бумаг был открыт через «Тинькофф Инвестиции».

http://www.finversia.ru/publication/markets/divannye-investory-18550

Добавить комментарий